В Москве понедельник, 21 сентября 2020, 19:58

Дмитрий Медведев подписал закон о полиции

Дмитрий Медведев подписал закон о полиции

Анатолий Петрович » 07 фев 2011, 12:30

милиционер на красной площади.jpg

07 февраля 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал закон "О полиции". Таким образом, с 01 марта месяца 2011г. в России наименование правоохранительных органов с названия "Милиция" поменяется на "Полиция".
Закон, в частности, определяет основные направления деятельности полиции, а также устанавливается перечень обязанностей и прав полицейских, их статус и требования, предъявляемые к служебному поведению.
Надо отметить, что повышаются и требования к отбору лиц, принимаемых на службу в полицию. Если ранее в милицию мог попасть любой гражданин России после службы армии, не зависимо от его образования, то теперь предпочтение отдается людям с образованием.
В изменении формы одежды помимо строгого и опрятного вида у стражей порядка на форме будет обязательно значок, подтверждающий отношение к полиции и средства связи - коммуникатора. А также ежедневно перед началом смены каждый полицейский будет проходить нарко и алко-тестирование.
Ожидается, что зарплата полицейского должна повыситься, так зарплата лейтенанта милиционера была около 10 тысяч рублей, зарплата полицейского лейтенанта будет около 33 тысяч рублей.
В законе отмечается также, что функция милиции была надзирательная, а функция полиции будет основана на помощи гражданам.
В законе конкретизирована работа будущей полиции с точки зрения правоприменительной практики. В частности, уточнены основания проникновения сотрудников полиции в квартиры граждан, а также в помещения частных организаций. Перед таким вторжением полицейский будет обязан уведомить находящихся там граждан об обоснованности проникновения. Среди таких оснований - чрезвычайные ситуации. В то же время оговорены случаи, когда полицейские могут этого не делать. Речь идет о ситуациях, когда "промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, а также сотрудников полиции и может повлечь иные тяжкие последствия". При этом уточняется, что сотрудник полиции должен уведомить прокурора о проникновении на территорию частной собственности в течение 24 часов и письменно.
В ходе доработки проекта данного закона была конкретизирована норма проекта о так называемом "правиле Миранды", когда задержанный получает право на один телефонный разговор со своими родственниками и близкими, а не просто на звонок, как предполагалось ранее.
Полицейским разрешается запрашивать и получать от банков справки по операциям и счетам юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей только при выявлении и пресечении налоговых преступлений. Ранее предполагалось, что сотрудники новой структуры будут это делать также при предупреждении таких преступлений.
При проникновении на территорию муниципальных и государственных органов, а также общественных объединений и организаций полицейские смогут знакомиться только с теми персональными данными, которые имеют отношение "к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, правонарушениях, происшествиях".

(При подготовке материала были использованы материалы сайта top.rbc.ru)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Анатолий Петрович
Хороший чел
 
Сообщения: 2844
Зарегистрирован: 02 окт 2008, 05:30

Дмитрий Медведев подписал закон о полиции

Анатолий Петрович » 07 фев 2011, 13:33

По данным Векипедии - свободной энциклопедии: Из истории милиции.

Первоначально милицией назывались нерегулярные вооружённые формирования, используемые в том числе и для поддержания общего порядка, формируемые из добровольцев и не входящие в состав официальной системы государственных правоохранительных органов. В царской России отряды милиции (в первоначальном смысле) формировались во время крупных забастовок, других массовых выступлений против власти.
Термин «милиция» в значении «органы охраны общественного порядка» изначально произошел из установления Временного правительства, заменившего после Февральской революции 1917 года «царскую» полицию «народным ополчением», занятым охраной порядка. В дальнейшем термин «милиция» был воспринят советским правительством России и распространялся на территории и страны, попавшие в сферу влияния СССР.
После Февральской революции 1917 года были ликвидированы корпус жандармов и Департамент полиции (постановления Временного правительства от 6 марта 1917 года и от 10 марта 1917 года). Тогда же была провозглашена замена полиции «народной милицией», которая была создана на основании постановления «Об утверждении милиции» и «Временного положения о милиции» от 17 апреля 1917 года. Это воспринималось как первый шаг к упразднению профессиональной полиции, а в дальнейшем — и к отказу от постоянной армии, передаче их функций непосредственно вооружённому народу. Но созданная под наименованием «милиция» система фактически оказалась разновидностью полиции (государственной службы поддержания порядка), каковой и остается до настоящего времени. Дело свелось к изменению наименования, которое подчеркивало близость к интересам народа, чтобы новая организация не ассоциировалась со старой полицией и жандармерией, служившими символами старого порядка. Параллельно с государственной народной милицией продолжали организовываться и существовать отряды рабочей милиции, создаваемые местными Советами для поддержания порядка при массовых мероприятиях и организации охраны предприятий. Например, такого рода милиция была создана от имени Всероссийского земского союза в Минске сразу после Февральской революции; 4 марта 1917 года — день назначения ее начальником М. В. Фрунзе (под псевдонимом Михайлов) отмечается в Белоруссии как День белорусской милиции.

Л. Д. Троцкий, повествуя о попытках организации рабочей милиции в июне 1917 года, писал: «Печать обвиняла милицию в насилиях, в реквизициях и незаконных арестах. Несомненно, что милиция применяла насилие: именно для этого она и создавалась. Преступление ее состояло, однако, в том, что она прибегала к насилию по отношению к представителям того класса, который не привык быть объектом насилия и не хотел привыкать.»

Октябрьская революция отменила всю систему государственных учреждений, в том числе и народную милицию Временного правительства. Декретом НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1917 года было установлено:

«Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов, Военная и гражданская власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению её техническими силами вплоть до снабжения её казенным оружием, Настоящий закон вводится в действие по телеграфу».

Именно этот день (10 ноября) до сих пор отмечается в России как «День милиции». Пройдя через большое количество реорганизаций, милиция просуществовала до настоящего времени, сохранив как название, так и основные функции.
Таким образом, милиция была учреждена, но милицейские органы не имели штатной структуры и были, фактически, добровольческими формированиями. Около года после этого милиции, как государственной организации, не существовало. На местах ранее существовавшие формирования милиции были где-то распущены, где-то реорганизованы. Местные Советы создавали и поддерживали собственные милицейские отряды.
Очень скоро было осознано, что система охраны правопорядка не может существовать и эффективно функционировать, будучи набором самодеятельных добровольческих отрядов. В марте 1918 года комиссар НКВД поставил перед правительством вопрос о воссоздании милиции в качестве государственной организации. 10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла распоряжение: «Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены». На его основании были сформированы организационные документы, составлен проект «рабоче-крестьянской милиции». 21 октября 1918 года НКВД и НКЮ утвердили «Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции».
Милиционер выполняет следующие функции милиции: обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
милиция.jpg
Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению; применение оружия, физической силы и спецсредств допускается только в особых случаях, указанных в законе. Также в законе «О милиции» говорится о равных правах человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
гувд-москвы.jpg

Напомним, определение понятия Милиция (от лат. militia — «войско») — ранее в СССР и других социалистических странах, в настоящее время в Российской Федерации, Белоруссии, Украине, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, а также в Абхазии, Южной Осетии — система государственных органов, исполнительной власти, выполняющих функции поддержания порядка и стабильности в стране, области, регионе...
Основные функции милиции — защита жизни, здоровья, прав граждан, интересов общества и государства.

Полиция (фр. Police, от др.-греч. ἡ πολιτεία, «государство, штат») — система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Закон "О полиции", разработанный в рамках реформы российских органов внутренних дел, предусматривает, что милиция сменит название на полицию, избавится от многочисленных избыточных функций, а число сотрудников до 1 января 2012 года будет сокращено на 20%. Все сотрудники МВД будут или уже выведены за штат, и в полицию их примут только после обязательной переаттестации.
Госдума приняла закон 28 января 2011 года, а Совет Федерации одобрил его 2 февраля 2011 года.
Как отметил президент, работа, "которая долго и напряженно велась по подготовке закона, его обсуждению с участием широких слоев общественности, профессиональных структур, сотрудников милиции, завершена". "Это долгожданное событие, и я всех присутствующих с этим поздравляю", - добавил Медведев.
Он напомнил, что закон определяет статус, права и обязанности сотрудника полиции, освобождает полицию от дублирующих и несвойственных функций, закрепляет партнерскую модель взаимоотношений между полицией и обществом.
"Этот закон был разработан по моей инициативе в связи с преобразованиями, которые идут в рамках МВД. Закон "О полиции" - лишь первый шаг в преобразовании органов внутренних дел", - подчеркнул Медведев.

Однако, не надо забывать и про то, что во времена перестройки в России, которые начались с конца 80-х годов и по настоящее время в народе прочно укрепилось негласное название милиции, за взяточничество, и прочие нехорошести, как менрура, а милиционер - мент.
Сейчас же, при переименовании милиции в полицию, народ уже готов вспомнить полицаев, которые в годы войны трудились на немецко-фашистских захватчиков и предавали население, помогая истреблять женщин, детей и стариков нашей Родины.

Поживем-увидим, изменится что либо в поведении родной милиции-полиции, или все останется по-прежнему, изменится только лишь название...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Анатолий Петрович
Хороший чел
 
Сообщения: 2844
Зарегистрирован: 02 окт 2008, 05:30

Дмитрий Медведев подписал закон о полиции

Анатолий Петрович » 08 фев 2011, 11:20

А после того, как закон "О полиции" вступит в силу, а милиция начнёт называться полицией, что произойдет уже 01 марта 2011 года, по мнению российского министра внутренних дел (МВД) Рашида Нургалиева правильным обращением к сотрудниками правоохранительных органов будет господин полицейский вместо товарищ милиционер. По его словам, такое обращение существует во всех странах мира, где есть полиция.
Ещё Нургалиев отметил разницу между понятиями милиция и полиция и сообщил, что первое - это добровольцы, одетые в погоны, а второе - это структура, в состав которой входят исключительно профессионалы. Каждый милиционер, который захочет стать полицейским должен будет пройти аттестацию на профессионализм и пригодность служить народонаселению РФ.
Коснулся Нургалиев и вопроса форменной одежды для российских полицейских. По его словам, работа над формой будет закончена к 2012 году. Многие вопросы, касающиеся, формы полицейского и в частности, её цветовой гаммы, уже согласованы с ветеранами милиции.
Анатолий Петрович
Хороший чел
 
Сообщения: 2844
Зарегистрирован: 02 окт 2008, 05:30

Дмитрий Медведев подписал закон о полиции

Анатолий Петрович » 08 фев 2011, 12:14

Власти посчитали, сколько уйдет денег на замену вывесок и удостоверений при реализации закона "О полиции". Как пишет газета Коммерсант, замглавы МВД Сергей Булавин заявил сегодня, что на переименование милиции в полицию потребуется 500 млн рублей.

А вот что по этому поводу пишут в Блоге Грани.Ру (grani.ru/tags/police/m.182567) от 13.10.2010г.
Приводим полный текст без сокращений и изменений

МВД: Переименование милиции в полицию обойдется дешевле

Переименование милиции в полицию будет стоить 2,2 миллиарда рублей, а не 60-90 миллиардов, как предполагалось ранее. Как пишут "Ведомости", об этом заявила на заседании комитета по безопасности Госдумы начальник финансового управления МВД Светлана Перова. Из этих денег на само переименование, то есть изготовление новых табличек, потребуется 500 миллионов рублей, на оформление прав собственности на помещения полиции, переводимые из собственности субъектов Федерации в федеральную, - 700 миллионов и 1 миллиард рублей будет потрачен на изготовление новых жетонов. Примерная стоимость жетона будет составлять 800-1000 руб. Эти цифры гораздо ниже, чем ранее предполагавшиеся расходы по переименованию, сказала Перова.
По словам депутата-единороса Алексея Розувана, расходы на переименование будут учтены в законопроекте о полиции и внесены или сразу в бюджет 2011 года, или отдельными поправками после его принятия. По словам сотрудника центрального аппарата МВД, переделывать милицейские служебные удостоверения нет необходимости, их поменяют по истечении срока.
Бланков со словом "милиция" в документообороте МВД не так много: в названиях подразделений в основном нет этого слова. Надо будет переименовать ОМОН в ОПОН и ОМСН (отряд милиции спецназначения, предназначен для захвата вооруженных преступников) - в ОПСН. Что касается стоимости жетона, то портмоне с неофициальными жетонами продаются в ларьках примерно за 1000 руб, отмечают "Ведомости".

23 сентября 2010 года президент Дмитрий Медведев дал МВД две недели на разработку дополнений в законопроект о полиции на основании откликов граждан. "Сегодня был опубликован аналитических обзор всех поступивших обращений граждан, и нам было поручено изучить и обработать все предложения в течение двух недель", - сказал глава МВД Рашид Нургалиев. В ходе совещания по вопросам правоохранительной деятельности Медведев также предложил обязать российских полицейских зачитывать права подозреваемому перед его задержанием. "Я думаю, что нужно нам ввести такое правило. Пусть будет, пусть объясняют гражданам права при задержании. Не убудет ни от сотрудника полиции, да и лишний раз это услышать нелишне", - заявил глава государства.
Также, по мнению президента, задержанный должен иметь право на телефонный звонок, как это узаконено в других странах, в частности, в США. "Здесь есть минусы определенные с точки зрения организации дознания, предварительного расследования, есть и вопрос обеспечения прав и свобод гражданина", - сказал Медведев, добавив, что в отношении несовершеннолетних правило о телефонном звонке действует и сейчас. "Понятно, что этим звонком могут пользоваться для того, чтобы сообщить информацию, направленную на сокрытие преступления, но, с другой стороны, каким-то образом в других странах к этому приспособились. Можно телефоны проверять, куда звонят, предварительно", - сказал Медведев.
Как отметил президент, жетоны полицейских должны висеть на видном месте. По мнению Медведева, особенно это важно для участковых и сотрудников патрульно-постовой службы. Иногда, сказал президент, сотрудник милиции требует документы, но "сам не представляется или представляется так, как считает нужным". "В этой ситуации никого не оправдываю - ни нарушителей, ни сотрудников милиции, которые хамят", - подчеркнул Медведев.
Кроме того, считает президент, в России должен быть создан единый call-центр, куда бы могли звонить граждане, недовольные действиями сотрудника полиции. Поручая разработку этой инициативы Минкомсвязи, МВД и правительству, Дмитрий Медведев особенно подчеркнул, что звонок на такой номер должен быть бесплатным и общедоступным. "Это должна быть бесплатная услуга, чтобы из любой точки России туда можно было бесплатно позвонить", - сказал он.
Минимальная зарплата для полицейских офицеров будет установлена на уровне 33 тысяч рублей, пообещал президент. По его словам, такую сумму лейтенанты полиции начнут получать уже с 1 января 2012 года. Президент также пообещал, что примерно в эти же сроки начнет действовать и закон о социальных гарантиях для полицейских, находящийся в данный момент в разработке.
Проект закона "О полиции" был подготовлен в рамках реформы МВД, инициированной Медведевым. 7 августа 2010 года текст документа "ввиду его особой важности" был выложен в Интернет для общественного обсуждения. Обсуждение проекта закона продлилось до 15 сентября 2010года.
Анатолий Петрович
Хороший чел
 
Сообщения: 2844
Зарегистрирован: 02 окт 2008, 05:30

Дмитрий Медведев подписал закон о полиции

Анатолий Петрович » 10 фев 2011, 14:12

Вот у нашей страны чувство юмора!

С 1 марта 2011 года в рамках реформы УВД ГИБДД будет называться "Полицейская дорожно-регулировочная служба", сокращенно по первым буквам - ПДРС. ГИБДДшники будут называться: "Полицейский инспектор дорожного регулирования". Еще появляется обращение - господин. Обращение теперь будет звучать следующим образом: "Господин ПИДР из службы ПДРС".
Кстати, вся структура будет называться "Государственная единая инспекция" (ГЕИ).
Несложно представить себе следующий звонок:
- Алло! это ГЕИ? Я звоню с улицы такой-то... мне только что один ПИДР предлагал дать ему взятку в размере 500 рублей. Куда мне можно обратиться с жалобой?

(автор не известен, прислали по аське)

Ещё по этой теме можно прочитать:
Анатолий Петрович
Хороший чел
 
Сообщения: 2844
Зарегистрирован: 02 окт 2008, 05:30

Дмитрий Медведев подписал закон о полиции

Анатолий Петрович » 21 фев 2011, 11:52

А вот интересная статья Льва Пономарева, опубликованная в Грани.ру 11 августа 2010 года (grani.ru/blogs/free/entries/180648):
Ожидания общества оказались обмануты была написана в период обсуждения законопроекта
(Заявление ООД "За права человека")

Многочисленные запросы вызвали потребность оценить предложенный законопроект о полиции без существенного углубления в детали. Прежде всего, необходимо отметить, что жестко критикуя милицию, общественность не требовала нового закона – она требовала отставки ведомственного руководства и серьезной структурной реформы. Ничего этого не последовало. Уже многие отметили, что представленный законопроект содержит положения, явно противоречащие российскому конституционному законодательству и базовым свободам, но зато формализующие сложившуюся практику. Особенно это относится к таким проявлениям «чрезвычайщины», как контроль над гражданским обществом и противодействие протестным акциям.

В условиях сильнейшей критики и явного разложения милиции авторы закона были вынуждены пойти навстречу обществу. Однако изучение проекта показывает, что основной позитив в проекте набран из других законов и международный конвенций, соблюдать которые правоохранители обязаны в любом случае. Но из текста следует, что у полицейских появится очень много новых полномочий с весьма размытыми ограничениями. Кроме того, там, где предусмотрено серьезное ограничение конституционных прав и свобод, в законопроекте идут ссылки к другим законам, которые маскируют неопределенность правовых критериев.

Достаточно оскорбительно для общества то, что вместо парламентских или статусных общественных слушаний, с участием специалистов, вместо создания экспертных групп, идет сбор предложений на сайте. Так 33 года назад обсуждали проект брежневской конституции – накапливая письма трудящихся. Никакой реальной публичности дискуссии и формального сравнения поддержки тех или иных поправок не предложено. Таким ловким приемом общественное обсуждение превращено в профанацию, в блогерскую имитацию демократического процесса.

Чтобы лучше оценить законопроект о полиции, необходимо посмотреть, предлагает ли он способы разрешения наиболее острых проблем нынешней милиции?

Прежде всего, о названии.
Смена наименования должна означать смену сути. Однако мы видим ту же милицию, еще более милитаризованную, полностью выведенную из-под контроля местного самоуправления, корпоративно замкнутую, с расширенными возможностями для политического сыска, но зато лишенную основных следственных функций. В результате создан проект ведомства, ориентированного на идеальный образ советской милиции (вежливая, но всемогущая, вспомним плакатный образ строителя коммунизма), а не на современную полицию западного типа.
Какие основные претензии были у общества к милиции?

1. Убийства, пытки, избиения, варварское применение насилия при каждом удобном случае, в т.ч. при разгоне митингов и демонстраций.
Что заложено в законопроекте для предотвращения этого? Благие пожелания из Устава и присяги, и формальный запрет, взятый из уголовного кодекса и международных конвенций. Авторам законопроекта пришлось учесть и международные стандарты силовых действий. Но тут скорее сработала здоровая предусмотрительность: вдруг после молодецкого удара по голове или по проекции сердца гражданин помрёт, вызвав скандал мирового уровня. Хватит скандала с ключицей, переломанной 31 мая 2010 года журналисту Александру Артемьеву. К этому формальному ограничению на насилие прилегает и запрет пускать броневики и водометы на участников мирной протестной акции – все мы помним, какой скандал последовал только от телевизионных сценок учений по «показательному разгону» водометами и броневиками протестного митинга. А использование водометов на морозе – просто оружие массового поражения.
Шагом к реальному предотвращению произвола и фабрикации обвинений могло бы быть введение обязательной дисциплинарной ответственности (включая увольнение по позорящим основаниям или понижение в звании) начальника полицейского подразделения в случае грубого нарушения его подчиненными прав человека и законности.

2. Коррупция, соучастие в рейдерском захвате имущества и бизнеса.
Поскольку милиция основательно разложилась, то на будущих полицейских и их семьи наложили серьезные антикоррупционные ограничения, приравняв в этом отношении к чиновникам. Кроме того, поскольку основное криминальное следствие у полиции отберут, то главные коррупциогенные действия переместятся в гипотетический единый следственный комитет. Это не уменьшит коррупцию, но сменит её адрес.

Но полиции сохранили возможность подрабатывать во вневедомственной охране.
Однако полицейские получают беспрецедентную возможность беспрепятственно знакомится с материалами и документами любых организаций и общественных объединений, и изымать их. Это может быть использовано и для давления на бизнес, и для политического сыска, тем более, что в архивах правозащитных организаций много обращений с жалобами на власти). Ранее такой контроль был возможен – без возбуждения уголовного дела (например, под классическими предлогом использования контрафактного программного обеспечения), только со стороны представителей Минюста и то в рамках проверок, как правило, плановых. Данное положение перечеркивает все достижения НПО, с трудом добившихся либерализации законодательства.

3. Политический сыск.
Кроме вышеуказанного права на «шмон», очень важно, что в законе отсутствует четкое обозначение ведомственной структуры с подробным описанием функционала. Это создает неограниченную возможность создать любые департаменты и управления, вроде зловещего центра «Э», указами. Полиции прямо вменяется борьба с экстремизмом, в том числе общественных и религиозных организаций, но только участие в антитеррористических мероприятиях. Однако, уже имеющийся четырехлетний опыт привлечения милиции к борьбе с экстремизмом, в которую вовлечено порядка 8 тысяч сотрудников, доказывает, что это привело к многочисленным случаям произвола, шантажа, провокациям и иным методам, типичным для оперативной работы с уголовной средой. Тем более что нынешних милиционеров весьма специфические критерии, кого считать склонным к экстремизму (в опубликованных справках критерием считается участие в протестных акциях, оппозиционность правительству или связь с правозащитными организациями, получающими западное финансирование).
Полиции также дали право вести досье (банки данных) на всех, попавших в ее поле зрения, и без ограничений получать данные о гражданах, которые находятся в распоряжение государства.

4. Фабрикация дел, беззащитность граждан перед хамством и произволом.
Будущим полицейским указали на уважение этнических и конфессиональных чувств (на такие эксцессы общество стало очень резко реагировать). От них требуют извиниться перед несправедливо обвиненным – но это и сейчас предусмотрено при снятии обвинений по реабилитирующим основаниям.
Полицейским подарили возможность на час задерживать «подозрительного» на улице – это в дополнение к тем трем, которые дает административный кодекс, и которые отсчитываются только с доставления в отдел внутренних дел.
Непонятно на каком основании в закон о полицейских попала сугубо процессуальная норма о том, что их показания в суде должны рассматриваться «наряду с другими доказательствами»? Ведь на судей этот закон не распространяется! Но если регулировать эту сферу законом о полиции, то целесообразнее указать, что свидетельские показания полицейских – это показания заинтересованных лиц.
Полицейским вменили в обязанность устно ознакомить задержанного с его правами (это - из боевиков: ну-ка, зачитай ему права) и по его просьбе сообщить родным или адвокату о задержании. Однако безусловного права самого задержанного на телефонный звонок нет, и это очень существенно – в ответ на просьбу позвонить, задержанному предложат дать нужный телефон, причем, он сам не будет знать содержание разговора.
Нет и обещанной ранее руководством МВД обязательной видеосъемки в отделах внутренних дел.

Если законопроект дает право полицейскому не исполнять заведомо незаконные приказы и распоряжения начальства (норма УК РФ), т.е. ему доверяют самому определять степень соответствия закону, то рядовой гражданин такого права лишается. Так, статья 32 (Гарантии правовой защиты сотрудника полиции) гласит:

«1. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному (прямому) начальнику. Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.
2. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное».

Таким образом, граждане лишены права самостоятельно оценивать законность требований полицейского – они обязаны подчиниться и лишь затем – после обжалования (полицейскому начальству, прокурору или в суд) – узнавать о том, что кто был прав в данном случае. При этом реабилитационного механизма, кроме судебного возмещения ущерба, не предусматривается.

5. Нарушения неприкосновенности личности, жилища, служебного помещения.
К бесспорным поводом для взлома двери и проникновения в помещение и на участок, вроде погони за преступником, предотвращения совершения преступления, стихийного бедствия или необходимости помощи беспомощному человеку, которые были в прежнем законе «О милиции», добавили преследование лиц «скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда» - т.е. и тех, кто не явился в качестве свидетеля! При этом для попыток задержания явно не опасных лиц даже не установлены ограничения по времени суток.

6. Конфликты во время проведения массовых акций.
Фактически сложившаяся, в основном в Москве, под предлогом защиты от возможных терактов сомнительная практика огораживания митингов и даже отдельных пикетов, получает законодательное закрепление. Это означает введение нарушающего конституционный смысл свободы митингов и собраний ограничения на доступ граждан на публичные мероприятия. По закону этот доступ будет поставлен в зависимость от их согласия на личный досмотр и досмотр личных вещей. Теперь полицейское огораживание распространится даже на пикеты. Это фактически лишает граждан, не входящих в круг специально приглашенных активистов, свободной возможности примкнуть к массовой акции, либо поинтересоваться у ее участников целью и требованиями пикетчиков и митингующих, что ограничивает требуемую Конституционным Судом РФ свободную коммуникативность публичного мероприятия.

Одновременно, и это очень важно, законом вводится понятие «несанкционированное» публичное мероприятие, хотя 54-й Федеральный закон позволяет говорить только о «несогласованных» митингах и пикетах.

7. Слабость институциональных возможностей для независимого контроля.
Кроме прокуратуры, полицию не будет контролировать никакая госструктура. В структуре будущей полиции остается полностью зависимая от руководства ведомства «служба собственной безопасности». Напомним, что выделение этой службы в отдельную правоохранительную структуру и общественность, и эксперты, и ветераны милиции считали одним из важнейших этапов коренной реформы правоохранительных органов.

Обещанный общественный контроль, кроме уже сейчас обязательного по закону доступа членов общественных наблюдательных комиссий к задержанным, и отчетов полицейского начальства перед местными органами самоуправления, будет осуществляться только Общественным комиссиям при управлениях полиции. Однако права членов таких комиссий и контрольные полномочия самих комиссий законом, очень подробным в других местах, никак не обозначены. Реальный опыт существования таких Комиссий показывает, что часто они - профанация (кроме известных просьб к милиционерам не бить демонстрантов слишком жестоко).

Отчеты полицейских перед органами местного самоуправления, региональными парламентами и собраниями граждан (для участковых) не предполагают вынесения вотума недоверия. В условиях полной административной и финансовой независимости полицейских структур от местных и региональных властей такие отчеты могут носить ритуальный характер. Участковые и в советское время встречались с активом микрорайона.

Обязательный мониторинг отношения граждан носит совершенно неопределенный характер. Не оговорено даже, что он должен осуществляться независимыми социологическими службами.

8. Закрытый характер ведомства
Законопроект предусматривает еще большую степень «милитаризации» правоохранительных органов, еще больше отделяет будущую полицию от гражданского общества. Прежде всего, полицейских дискриминируют как граждан – даже во внерабочее время они не могут публично выражать сомнения в действиях не только своего начальства, но и любых госорганов (муниципалитеты критиковать можно – или о них второпях забыли). Анекдотично, что эта норма, например, ставит вне закона уже много лет как дежурные жалобы милицейского начальства на недофинансирование, ведь средства выделяет госорган – Федеральное собрание РФ, принимающее бюджет, а подписывает бюджет Президент.

Л.А. Пономарев, Исполнительный директор ООД «За права человека»
Е.В. Ихлов, ответственный секретарь Общественного Экспертного совета ООД «За права человека»
Анатолий Петрович
Хороший чел
 
Сообщения: 2844
Зарегистрирован: 02 окт 2008, 05:30

Вернуться в Политика